Коллектор против Lime, Bird и Lyft — он создал стартап, который забирает электросамокаты на штраф-стоянку

Пересказ материала автора The Verge Эми Мартин о том, как сервис ScootScoop конфискует самокаты, заполонившие Сан-Диего, и борется с их владельцами.

В закладки

Вдоль главной улицы Пасифик-Бич, густонаселённого района Сан-Диего, припарковано множество электросамокатов и велосипедов компаний Lime, Bird, Lyft, Uber, Razor и Wheels. Джон Хенкель, профессионал-коллектор, и его коллега Дэн Борелли открыли компанию ScootScoop. Они утверждают, что эвакуация самокатов ничем не отличается от выписки штрафов.

Вот как работает предприятие: им приходит жалоба от владельца какого-либо помещения, двор или парковку которого заполонили оставленные самокаты, а Хенкель и Борелли выписывают штраф и отвозят транспорт на собственную стоянку.

Простая и не требующая финансовых вложений идея, потому что стоянка и грузовик и так находятся во владении Хенкеля. Вместо рекламы действует сарафанное радио, работу они выполняют самостоятельно, внешние инвестиции не привлекают, но их компания ставит под угрозу существование многомиллиардной прокатной индустрии.

В конце марта компания Bird подала судебный иск против Хенкеля и Борелли в Верховный суд штата Калифорния, обвинив их в незаконной эвакуации самокатов компании и необоснованном требовании выплаты денежного штрафа. Вскоре похожий иск подала компания Lime.

Затем начались проблемы с «зарядчиками» — подрядчиками, которые находят разряженные самокаты и подключают их к розетке. Хенкель и Борелли утверждают, что недавно эти подрядчики проникли на стоянку в попытке забрать самокаты Lime, отказались покидать частную собственность и даже полезли в драку.

«В приложении написано, что на самокате можно кататься где угодно и оставлять его где угодно», — говорит Борелли, забирая очередной скутер на стоянку. Предприниматель владеет магазином велосипедов поблизости и считает, что самокаты забирают его клиентов.

Хенкель и Борелли планируют расширить бизнес в другие города или привлечь инвестиции. Но пока они работают вдвоём, по двенадцать часов семь дней в неделю. По всему городу раскиданы их небольшие стоянки, а в пригороде находится одна большая, с камерами видеонаблюдения, сторожевыми псами и колючей проволокой. У них есть форма (синие поло с логотипом — перечёркнутым самокатом) и приложение для вызова эвакуатора.

Мужчины познакомились в прошлом году, когда Хенкель с дочерью зашли в магазин Борелли. Разговор зашёл об электросамокатах, занимающих весь тротуар, и о том, что детям стало опасно кататься на велосипедах. Борелли обратил внимание, что у Хенкеля уже есть свои стоянка и грузовик — и следующий шаг стал очевиден. Первым клиентом стал арендодатель Борелли, а за ним потянулись другие.

Например, Джим Бостиан, администратор гостиницы Crystal Pier Hotel, обратился в ScootScoop после того, как заметил, что люди оставляют самокаты прямо на подъездной дорожке отеля. Бостиан вежливо просил людей не мешать гостям отеля и убирать самокаты, но лишь половина соглашалась, а остальные игнорировали его.

Обращение к компаниям-прокатчикам тоже оказалось безрезультатным. Бостиан считает, что экологически чистый транспорт — это здорово, но вот люди, которые им пользуются, не заботятся о комфорте других.

Владелица ресторана на Мишен Бич рассказала, что обратилась к эвакуаторам, когда электросамокаты стали оставлять перед пандусом для колясок, мешая инвалидам. Иск в федеральный суд, который группа по защите прав инвалидов подала против компаний Bird, Lime, Razor и города Сан-Диего, гласит, что электросамокаты представляют собой угрозу и помеху передвижению на инвалидной коляске.

Мы не хотим полностью запретить самокаты. Мы лишь хотим, чтобы люди подходили к передвижению на них ответственно.

Алекс Монтойя

инвалид-истец и мотивационный спикер

В июле в Сан-Диего ввели новые правила, регулирующие использование самокатов. Компании-прокатчики обязаны предоставлять страховку, ограничивать скорость передвижения по тротуару и получать отдельное разрешение на каждый самокат.

Сам город освобождается от юридической ответственности. Ещё рано судить, помогут ли новые законы, но сотрудник полицейского участка Сан-Диего утверждает, что люди всё ещё быстро ездят по тротуарам и попадают в аварии.

Компании Bird и Lime отказываются забирать электросамокаты со склада, мотивируя это слишком высоким штрафом. Но Хенкель утверждает, что штрафы намного ниже средней стоимости автомобильного эвакуатора. ScootScoop берёт $30 за эвакуацию и $2 за каждый день стоянки, при этом оплата берётся только за месяц стоянки.

Изначально Bird не конфликтовала со ScootScoop. Представители компании приехали в Сан-Диего и передали компании чек на $40 тысяч, покрывающий штрафы за 1800 самокатов, которые ScootScoop эвакуировала в период с июля по ноябрь 2018 года.

После этого Bird попросила выставлять им счёт через приложение Bird Pays, которое она использует для выплат подрядчикам, но так ни разу и не заплатила. В официальном заявлении сказано, что Bird выплатила $40 тысяч, потому что до конца не разобралась в юридической стороне вопроса — в компании не знали, что ScootScoop просто забирала самокаты с тротуаров, которые являются городской собственностью, а не частным владением.

Представители Bird также обвиняют компанию-эвакуатора в создании коммерческих потерь и угрозы репутации и требуют немедленно вернуть все самокаты и выплатить сумму, в четыре раза превышающую сумму выписанных им штрафов.

Борелли утверждает, что Bird заплатила $40 тысяч в надежде, что ScootScoop больше не будет забирать их самокаты. Что касается коммерческих потерь, то их компания едва ли поставила под угрозу бизнес Bird — самокатов на улицах явно не стало меньше.

Ночью 22 июня Хенкель находился на складе отеля Crystal Pier, где они тоже устроили стоянку эвакуированных самокатов. Он увидел двух «зарядчиков» компании Lime, которые проникли на склад, чтобы забрать несколько самокатов и зарядить их.

Хенкель утверждает, что сказал им покинуть склад, но один из мужчин ударил его, а затем сел на самокат и начал ехать прямо на Хенкеля, но тот не отступил, и в результате самокат врезался в него.

Часть конфликта Хенкелю удалось заснять на видео, и на записи слышно, как некий мужчина представляется сотрудником Lime. Представитель компании выступил с заявлением о том, что работник уволен, а компания обещает оказать содействие в расследовании преступления.

Хенкель и Борелли не встревожены судом. Они подали встречные иски, а их юрист сообщил автору The Verge, что закон о праве на частную собственность на их стороне, как и Транспортный кодекс штата Калифорния, по которому самокаты, возможно, — не вид транспорта.

Под всеми заявлениями и судами кроется простая идея: их собственность незаконно находилась на чужой земле. А мы просто два парня, которые получили разрешение от собственников на уборку их территории. Вот и всё.

Джон Хенкель

сооснователь ScootScoop

#самокаты #bird #lime